«… Меры по развитию школы отвечали интересам наших людей»
Продолжаем публиковать цикл статей, посвященных 140-летию школьного образования в с. Агинском.
Продолжаем публиковать цикл статей, посвященных 140-летию школьного образования в с. Агинском.
«Перед коллективом школы стояла новая и трудная проблема: перевести школу на рельсы политехнизации, производственного обучения».
Предлагаем вашему вниманию воспоминания Михаила Афанасьевича Лавреновича, директора Агинской средней школы в начале 70-х гг. XX века.
«… Ученики, почувствовав истинную заботу о них, подтянулись, даже на переменах стали себя по-хозяйски вести, спокойнее, увереннее. На подъеме было и качество знаний. Ученики осознали большую ответственность за выполнение своих обязанностей – успешно учиться.
Да, жизнь познается более полно в трудностях и их преодолении, когда наступает удовлетворение и радость от достигнутого. И она (жизнь) познается еще и в сравнении. Для нас в 1963 г. это было верхом достигнутого. Сегодня в трехэтажном просторном школьном здании (ред. здание Агинской школы №1), построенном со всем необходимым оборудованием и оснащением, количество учащихся остается одинаковым. Говорят, что в наши дни и этого здания мало, планируют расширить школу. Проблемы в строительстве теперь нет. Государство на народное образование средств не жалеет, возможности есть, необходимость тоже, значит надо строить, только быстро, своевременно.
Организация производственного обучения
Вторая часть второй задачи лозунга «строить» по существу сливалась с третьей «творить».
Перед коллективом школы стояла новая и трудная проблема: перевести школу на рельсы политехнизации, производственного обучения. Она затрагивала всех, каждого работника школы. Необходимо было, во-первых, пронизать духом трудового воспитания преподаваемые предметы, начиная с первого класса, а во-вторых, расширить трудовое обучение и довести его в старших классах до уровня производственного труда в колхозах и на предприятиях райцентра. Опыта этой работы не было, были расплывчатые рекомендации ученых, но это были теоретические советы, не подтвержденные на практике. Поэтому приходилось творить самим, исходя из имевшихся условий и возможностей. И мы творили, творили всем коллективом. Первопроходцами были В.Б. Шпомер, А.М. Юхневич, Н.И. Пожильцова, И.И. Финаков, Ф.Д. Игнатенко, В.Д. Лакиенко, М.Н. Павленко, В.У. Редько, А. Евтушенко, К.У. Редько, учителя биологии.
Никто из них не имел специальной подготовки, но природной смекалкой и крестьянской кропотливостью они компенсировали этот недостаток. Работали честно и добросовестно, рискованно решали стоящие перед ними задачи и достигали цели.
Большую роль в организацию производственного обучения внес Александр Михайлович Юхневич. Являясь заместителем директора школы по производственному обучению, своим умением и упорством добился четкой организации учебного процесса. Смело проводил практические занятия на полях и фермах колхоза, не боясь ответственности за нарушение техники безопасности, допуская несовершеннолетних к управлению комбайном, трактором, автомобилем.
Еще большее значение в производственном обучении сыграл Виктор Богданович Шпомер – заведующий производственными мастерскими и преподаватель машиноведения, позже заместитель директора по производственному обучению. Он был хорошим организатором и практиком, всегда был с ребятами. Это он с ними создавал мастерские по машиноведению, укомплектовывал машинный двор списанными комбайнами, тракторами, прицепным инвентарем, монтировал станки и другое оборудование, электрифицировал мастерскую – все, что делалось по трудовому обучению в школе. Везде – и в поле, и на ферме, и в мастерских сельхозтехники, и в автохозяйстве – он неутомимо трудился с ребятами, добросовестно добивался от учеников глубоких знаний, техники и практики работы на ней, управления трактором, комбайном, автомобилем. Даже представители канской автошколы приезжали к нам перенимать опыт подготовки шоферов. Его усилиями в школе было подготовлено много механизаторов, шоферов, которые с удостоверениями школы работают до сих пор.
Длительное время работал учителем труда, мастер Иван Иванович Финаков. Он учил работе по дереву мальчиков 5-7 классов. Много пользы принес он ребятишкам. Обладая прекрасным мастерством, старался передать его ученикам. Он сам достраивал мастерскую и оборудовал ее до полной готовности. Но, к сожалению, в результате халатности истопника она сгорела дотла.
Воспитание чувства красоты
Душой и организатором на пришкольном участке и в теплице была Нина Ивановна Пожильцова. Это ее усилиями был создан позже пышно разросшийся с фруктовыми деревьями и ягодниками, с разноцветными цветами и декоративными деревьями сад. В теплице и на участке выращивали цветы, зеленый лук, помидоры, огурцы, редис, капусту и другие овощи, которые поставляли в столовую интерната и общепита. Пришкольный участок постепенно стал центром по распространению цветоводства на селе. Из палисадников организаций и учреждений, квартир жителей села стал исчезать бурьян. Вместо него появились пышные цветы, в дни августовских совещаний учителей проходили традиционные выставки цветов. Наши биологи, географы, химики и другие учителя – поклонники цветов – вкладывали в это благородное дело все свои способности и умения, не считаясь со временем. Благодаря им выставки цветов стали традицией и очагом по воспитанию чувства красоты и благородства у детей и взрослых. Деятельность наших энтузиастов не ограничивалась пришкольным участком. По их инициативе вся школа дружно принимала участие в озеленении села. Все улицы и пустыри, прилегающие к ним, были озеленены насаждениями деревьев и кустарников (тополь, береза, сосна, ель, черемуха), были созданы скверы и садики.
Практические занятия старшеклассников
Политехнизация школы вообще и производственное обучение в частности, начатые в начале 60-х гг. XX в., на мой взгляд, были своевременными и отвечали уровню научно-технического и экономического развития страны. Эти меры по развитию школы отвечали интересам наших людей. Мы видели это на примере нашей команды. Родители шли нам навстречу, помогая во всем. Руководители колхозов, расположенных на территории куста школы, а также предприятий и организаций райцентра после разъяснения им целей и значения перестройки школы (будем говорить так) с ответственностью и заинтересованностью шли нам навстречу и помогали школе в проведении практических занятий старшеклассников. Так, в ряде колхозов во время уборки урожая они работали штурвальными на комбайнах под наблюдением опытных комбайнеров, они самостоятельно управляли комбайнами (самоходными), а комбайнеры отдыхали после ночной смены. Многие ребята самостоятельно работали в поле на тракторах по обработке земли и на другой технике. Нашим опытом заинтересовались и пропагандировали его. Даже красноярское телевидение направило к нам в школу своего корреспондента, который снял производственное обучение. Как потом нам рассказали красноярцы (у нас в районе еще не было телевидения), этот фильм показали по краевому телевидению.
Дать прочные знания
Самым сложным делом оказалось выполнение третьей задачи – «творить» – в той ее части, когда речь идет о коренном совершенствовании работы школы в условиях ее политехнизации, когда наряду с усилением трудового обучения и воспитания, внедрением производственного обучения и производительного труда нужно было организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы вся эта работа отвечала главному – дать ученикам глубокие и прочные знания по всем предметам новых школьных программ.
В соответствии с новыми программами комплектовались классы. Пошла круговерть. Сверху поступали категорические требования по внедрению нового учебно-воспитательного процесса. Но никто не знал, а что такое новое, и как его отделить от старого, как создать новую систему в педагогике и методах преподавания, какие из них были более эффективными.
К счастью, коллектив нашей школы не допустил опасного крена, хотя и с трудом, но выдержал натиск. Решая новые задачи прошлых лет, сохранил в организации учебно-воспитательного процесса и методов преподавания последовательность, не отказываясь от драгоценного опыта».
Редакция газеты "Присаянье"
Последние новости
Комментарий спикера Законодательного Собрания Красноярского края
Алексей Додатко высказался о новом законе.
Завершение строительства студенческого городка в Красноярске
Новый комплекс общежитий обеспечит комфортные условия для иностранных студентов.
Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти запускают проект по модернизации общественного транспорта.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией